Безопасность дорожного движения: пешеход-самокат-велосипед.

Правила дорожного движения для водителей СИМ

В марте 2023 года вступили в силу поправки в ПДД, которые придали средствам индивидуальной мобильности официальный статус.

Согласно пункту 1.2. ПДД РФ, «Средство индивидуальной мобильности (СИМ)- это транспортное средство, имеющее одно или несколько колёс (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя. (это электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и иные аналогичные средства)».

СИМ могут называться только электрические устройства.

Роликовые коньки, обычные самокаты и скейтборды не являются СИМ, и человек, использующий эти средства передвижения, должен подчиняться правилам для пешеходов.

Для управления СИМ не требуется наличия водительского удостоверения, но если мощность электродвигателя на СИМ превышает 250 Ватт, то данное транспортное средство будет относиться к категории «М» - мопед. Гражданин, управляющий этим транспортным средством, должен иметь права категории «М».

Где можно передвигаться на СИМ:

Глав 24 ПДД РФ.

Движение детей в возрасте младше 7 лет, передвигающихся на СИМ, должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам на стороне для движения пешеходов, а также в пределах пешеходных зон, и только в сопровождении взрослых.

Детям от 7 до 14 лет можно ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

По обочинам и проезжей части дороги детям от 7 до 14 лет передвигаться на СИМ запрещено.

Дети старше 14 лет могут передвигаться:

- По велопешеходными велосипедным дорожкам, полосе для велосипедистов и по проезжей части велосипедной зоны;

- В пешеходных зонах (если масса СИМ не превышает 35 кг);

- По тротуарам и пешеходным дорожкам (если масса СИМ не превышает 35 кг и выполняется одно из условий:

  1. отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  2. лицо, использующее для передвижения СИМ, сопровождает ребёнка до 14 лет, использующего для передвижения СИМ или велосипед.

обочинам, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним;

ОДНОВРЕМЕННО соблюдены три условия:

  1. отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, обочина либо отсутствует возможность двигаться по ним;
  2. на дороге разрешено движение велосипедистов и установлено ограничение скорости для автотранспорта 60 км/ч;
  3. СИМ должно быть оборудовано звуковым сигналом, тормозной системой, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой/фонарём белого цвета спереди.

Дети с 14 лет при управлении СИМ в городе  должны двигаться по велосипедным дорожкам - это приоритет № 1. Если их нет, то необходимо передвигаться по тротуарам и пешеходным зонам, если и они отсутствуют, разрешено двигаться по обочине. Если и обочина отсутствует, можно двигаться по правому краю проезжей части. СИМ должно быть оборудовано звуковым сигналом, тормозной системой, световозвращателями разного цвета и фарами. В вечернее время на данных транспортных средствах должны быть включены фары и фонари.

  • Чтобы перейти дорогу, необходимо сойти с СИМ, взять его в руки (или везти его рядом с собой) и переходить дорогу по пешеходному переходу, соблюдая Правила дорожного движения.

Переезжать по пешеходному переходу на СИМ запрещено!

При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения СИМ, должны уступить дорог другим участникам дорожного движения: водителям автомобилей, пешеходам, другим лицам, передвигающимся СИМ.

Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения СИМ, в случаях, предусмотренных Правилами подвергает опасности или создаёт помехи для движения пешеходов, то человек управляющий СИМ должен либо спешиться, т.е. сойти с электросамоката и вести его рядом с собой, либо двигаться на СИМ но, со скоростью потока людей, т.е. со скоростью идущих пешеходов.

Уважаемые родители! Прежде чем покупать своему ребёнку средство индивидуальной мобильности и разрешать ему выезжать на этом устройстве за пределы двора или парковой зоны, приобретите средства пассивной защиты (велошлем, наколенники, налокотники), а также световозвращающий жилет. Убедитесь, что ребёнок знает Правила дорожного движения, касающиеся передвижения на СИМ, и всегда их соблюдает. Обговорите с ребёнком те места, куда он может поехать на СИМ, а где кататься нельзя, и время от времени контролируйте, насколько он соблюдает эту договорённость.

Правила дорожного движения для велосипедистов

Правила дорожного движения Российской Федерации четко регламентируют действия велосипедистов на проезжей части.

Велосипедистам до 7 лет разрешается передвигаться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (по стороне движения для пешеходов), в специальных местах, закрытых от движения автомобилей.

С 7 до 14 лет - разрешено движение по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (по стороне движения для пешеходов), велосипедным дорожкам, в жилых зонах, обозначенных специальными знаками.

Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

а) по правому краю проезжей части - в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним.
  • габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м.
  • движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

б) по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

в)по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:

  • отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
  • велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных Правилами дорожного движения, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными Правилами для движения пешеходов.

  • управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.
  • Запрещается буксировка велосипедов, а также буксировка велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
  • При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Прежде чем выехать на велосипеде, необходимо убедиться, что он правильно оборудован. На велосипеде должны быть:

  • спереди - световозвращатель (катафот) или фонарь или фара белого цвета;
  • сзади - световозвращатель (катафот) или фонарь красного цвета;
  • с каждой боковой стороны - световозвращатель (катафот) оранжевого или красного цвета;
  • на руле - звонок;
  • на раме - насос.

Рекомендуемая экипировка велосипедиста:

  • защитный шлем;
  • велосипедные перчатки;
  • налокотники и наколенники;
  • одежду со световозвращающими элементами;
  • специальные прищепки для брюк (чтобы предотвратить попадание штанин в цепь велосипеда).

Для того, чтобы информировать других участников дорожного движения о своих намерениях, для велосипедистов существуют специальные сигналы:

  • поворот направо: вытянуть правую руку полностью в сторону направления поворота или левую руку вытянуть в сторону и согнуть в локте под прямым углом вверх;
  • поворот налево: вытянуть левую руку полностью в сторону направления поворота или вытянуть правую руку в сторону и согнуть в локте под прямым углом вверх;
  • чтобы остановиться, нужно заранее поднять руку;
  • если нужно объехать припаркованное транспортное средство или другую помеху движению, нужно также показать сигнал поворота.

Велосипедист, помни! От твоей дисциплины зависит твоя безопасность и безопасность окружающих тебя людей. Это основные правила дорожного движения для велосипедистов. Пожалуйста, запомните их, а главное – соблюдайте!

 

Правила дорожного движения для пешеходов

Быть пешеходом – это очень ответственно, поэтому обеспечение безопасности на дороге зависит в совокупности и от самих пешеходов, и от водителей.

Нередко из-за незнания Правил дорожного движения или пренебрежения ими виновником ДТП становится сам пешеход, например, пешеход переходящий улицу на красный свет светофора или в неположенном месте. Некоторые даже банально забывают, что если переходишь дорогу, необходимо смотреть по сторонам.

  • Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, посмотри налево и на право, если нет автомобилей, дойдя до середины проезжей части еще раз посмотри направо, и при отсутствии транспорта закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
  • Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов - стой, желтый - жди, зеленый - иди. Запрещается переходить улицу на красный свет, даже если машин поблизости нет.
  • Как только загорелся зеленый свет, не "бросайся" с тротуара на дорогу. Необходимо убедиться в безопасности своего движения, посмотреть налево и на право, если нет автомобилей, дойдя до середины проезжей части еще раз посмотреть направо. Бывает, что автомобили не успели закончить проезд перекрестка или автомобиль неожиданно выехал на пешеходный переход, поэтому переходить дорогу необходимо спокойно и обязательно убедиться в безопасности своего движения.
  • Переходи, а не перебегай!

Чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ты необходимо понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель применит экстренное торможение. Она еще несколько метров будет двигаться по дороге.

Главное правило безопасного поведения пешеходов – в обязательном порядке необходимо убедиться в безопасности своего движения по дороге.

Факторы травмирования и гибели детей на улицах и дорогах:

  • переход проезжей части в неустановленном месте, вне зоны пешеходного перехода;
  • неожиданный выход из-за объектов, ограничивающих видимость на дороге;
  • ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;
  • выход на проезжую часть перед близко идущем транспортным средством;
  • нахождение на проезжей части без цели ее перехода;
  • нарушения правил проезда пешеходных переходов.

Основная концентрация участков дорожно-транспортных происшествий по вине водителей - это регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы.

Основная концентрация участков дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов – «оживленные» участки дороги.

В связи с тем, что при дорожно-транспортном происшествии пешеход получает значительные травмы, поэтому пешеходам необходимо соблюдать основные правила, при которых риск дорожно-транспортных происшествий уменьшится:

  • пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам соблюдая при этом правила безопасности;
  • при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами, наличие световозвращающих элементов повышает восприятие водителя, помогает вовремя увидеть пешехода сориентироваться и предпринять необходимые действия, направленные на недопущение наезда на пешехода;
  • пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин;
  • на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

«Как выработать навыки безопасного поведения у детей на улице»

Одна из основных причин дорожных происшествий с детьми состоит в том, что дети в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых в сходных ситуациях. К сожалению, эта действия не всегда бывают правильными.

Ребенок должен, научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как предметы опасные или скрывающие опасность. Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают, вот-вот скроют или только что скрыли движущийся автомобиль.

Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице воспитывается на личном примере родителей. Этот навык очень важен для ребенка, поэтому взрослый, идя по улице с сыном или дочерью, не должен поддаваться волнению или спешке, какие бы обстоятельства его к этому не принуждали.

Навык переключения на улицу. Бордюрный камень тротуара — граница, за которой кончаются привычки, действующие в быту. Надо научить ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать необходимую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.

Навык переключения на самоконтроль. Попав на проезжую часть, ребенок должен следить за своим поведением, правильно оценивать дорожную обстановку. Выработка такого навыка требует определенной тренировки под руководством воспитателя и родителей.

Для детей придумано уже большое количество разнообразных и интересных браслетов, значков, все чаще можно увидеть школьные портфели и рюкзаки со световозвращающими вставками, а также детские куртки и комбинезоны, это красиво и, самое главное, – безопасно!

ajaxLoader